ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Введение в профессию будущего
Повышение мотивации к учебе, к выполнению индивидуального студенческого проекта по теме профессиональной направленности
Образовательная организация
Кемеровский кооперативный техникум
Лидер практики

Иванова Елена Ивановна, педагог-организатор
+7(3842)31-10-03
kktsm@mail.ru



Целевая аудитория


Студенты первого курса (на базе 9 классов).
Проблема

Вчерашние абитуриенты имеют смутное представление о выбранной специальности; специальные дисциплины они начинают изучать только на втором курсе. Обучающиеся не видят связи между изучаемыми предметами, событиями и мероприятиями внеурочной деятельности в техникуме и своим профессиональным будущим. Это снижает мотивацию к обучению, может привести к разочарованию в своем выборе.
Результат: повышение мотивации к учебе, к выполнению индивидуального студенческого проекта по теме профессиональной направленности, включение студентов 1 курса в события чемпионата "Карьера в России", профориентационную работу.
Описание
Методика
5 шагов
Интеграция практики в образовательный процесс
Сотрудничество с кадровыми партнёрами
Решение задач устойчивого развития региона
Инфраструктура
Контентное обеспечение практики
Включение профориентационных компонентов (в частности, игр) в учебную дисциплину "Введение в профессию будущего".
Практика карьерного развития реализуется через прохождение участников по таким этапам как:
  • деловая игра;
  • коллективное дело;
  • визуализация;
  • презентация;
  • рефлексия.
Игра "Мир профессий будущего" позволяет ощутить динамику мира профессий, оценить риски (например, технологические) для будущей специальности (например, "Туризм"), найти эффективные возможности их предотвращения через развитие надпрофессиональных навыков, встроившись в дорожную карту событий техникума.

Деловая игра "Модель моей профессии": обучающиеся отбирают информацию о разных профессиях будущей специальности (например, одна команда – следователи, другая – судебные приставы, третьи – полицейские и т.д.) по разным критериям (функционал, требования к личным качествам, интересные люди и персонажи, плюсы и минусы и т.д.). Затем команды изготавливают модель (визитку профессии) и презентуют ее. Финальные шаг - организация рефлексии, когда участники примеряют на себя различные профессии будущей специальности.
  1. Разработать и внедрить программу адаптации и профориентации "Нулевой семестр".
  2. Разработать и внедрить учебную дисциплину "Введение в профессию будущего".
  3. Приобрести игру "Мир профессий".
  4. Привлечь на занятия наставников из числа старшеклассников.
  5. Привлечь на занятия кадровых партнеров.
Адаптационно-профориентационная программа "Нулевой семестр" проводится с первокурсниками техникума в первый месяц после поступления. Дисциплина по выбору "Введение в профессию будущего" реализуется на первом курсе в объеме 75 часов. Сопровождение индивидуального студенческого проекта организуется на первом курсе.
Включение первокурсников в работу с кадровыми партнерами осуществляется через организацию экскурсий на предприятия и участие в "Кадровом подиуме".
Включение профориентационных компонентов в образовательный процесс дает возможность студентам как можно раньше определить свои способности и в дальнейшем строить карьеру с учетом не только профессиональных устремлений, но и ситуации на рынке труда.
  1. Аудитории техникума.
  2. Предприятия, кадровые партнеры (готовые принять первокурсников на экскурсии).

  1. Учебно-методические материалы.
  2. Кейсы.
  3. Средства визуализации и т.д.
Комментарий эксперта
Введение в профессию будущего – традиционный курс для студентов колледжей и вузов, идея которого заключается в погружении в профессиональную деятельность. Но часто это только теоретическое знакомство с избранной сферой труда. В данной практике используется серия деловых и профориентационных игр, которые завершаются моделирование профессиональных ситуаций и осознанием достижения необходимых профессиональных компетенций.
Кроме этого, итогом работы студентов по данному курсу является проект
профессиональной направленности и участие в чемпионате «Карьера в России», что логически завершает вхождение студента не только в образовательное учреждение и профессию, но и в построение карьерного развития.
Дмитрий Махотин