ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Лабораторные и практические занятия
Для выпускников колледжей и учащихся 9-11-х классов.
Образовательная организация
Сибирский университет
потребительской кооперации
Лидер практики

Атрашкевич Ирина Владимировна, руководитель отдела информации и связям с общественностью
+7(383)263-44-54 ; +7(903)900-44-54
compolicy@sibupk.nsk.su

Целевая аудитория

  • школьники 9-11 классов
  • выпускники колледжей

Результат
Интерес к данной учебной практике очень высокий со стороны образовательных организаций, ежегодно площадка принимает более 3000 выпускников школ и 600 выпускников колледжей.
Школьники имеют возможность соприкоснуться с реальными занятиями в университете, проходящими в настоящих вузовских аудиториях (особенно впечатляют школьников поточные аудитории и лаборатории) и на один день почувствовать себя студентами (и что особенно важно - нашего вуза!).


1
Участников мероприятия в течение всего дня сопровождают кураторы – студенты СибУПК. Тесное общение со студентами, их рассказы о студенческой жизни дают школьникам дополнительный импульс к поступлению в вуз.
2
Новую форму работы поддержали 80% новосибирских школ и все колледжи, которым предлагались такие занятия. В результате, не вуз ищет возможность попасть в школу или колледж, чтобы выступить с профориентационными занятиями, а школа или колледж в назначенный им день привозит всю параллель 9-11-х классов на весь день в университет.
3
Описание
Методика
5 шагов
Интеграция практики в образовательный процесс
Сотрудничество с кадровыми партнёрами
Решение задач устойчивого развития региона
Инфраструктура
Контентное обеспечение практики
Учащиеся в течение данной практики находятся в университете с 09.00 до 12.00 и участвуют в 3-х лабораторных или практических занятиях по основным направлениям обучения в университете. Для этого преподаватели СибУПК специально подготовили более 15 практических занятий (профессиональных проб), из которых были отобраны самые яркие и интересные, способные заинтересовать ребят направлениями подготовки в вузе.

Перед началом практики школьников, предварительно разделенных волонтерами на группы по 15-17 человек, собирают в актовом зале, и в течение 30 минут для них проводят презентацию университета с показом рекламного фильма и профориентационным выступлением сотрудника вуза.

Среди школьников наиболее популярны следующие занятия, проводимые преподавателями СибУПК:

1. Лабораторная работа по определению качества продукции продовольственных (молока, шоколада, сыра, чая и пр.) или непродовольственных товаров (духов, кожи, меха) – демонстрация техники определения качества продукции с последующим самостоятельным анализом образцов от разных производителей;

2. Практическое занятие по криминалистике – знакомство с возможностями криминалистических исследований (снятие отпечатков пальцев с поверхности, изучение содержимого "криминалистического чемоданчика", работа с металлоискателем, определение фальшивых и "меченых" купюр и др.);

3. Практическое занятие по экономике (в игровой форме) (на выбор 3-4 темы: "Бюджет домохозяйства" / "Куда выгоднее вложить деньги") или информатике "Рисуем в Corel Draw";

4. Практикум или деловая игра по рекламе, маркетингу.

5. Занятие по химии, сопровождающиеся проведением различных опытов.

6. Занятие по сыроварению, в ходе которого школьники через 40 минут получают реальный продукт.

7. Занятие в "Центре сервисных компетенций".

До начала мероприятия и по его завершению школьники заполняют две анкеты: первая – анкета абитуриента, содержащая контактные данные обучающегося, вторая – отзыв о посещении университета и каждого из занятий (для коррекции содержания будущих занятий с другими группами).
Началу проекта предшествуют личные встречи с директорами и завучами школ и колледжей, с которыми подписываются договоры о сотрудничестве. В проекте ежегодно участвуют около 100 школ города и 6 колледжей. В последние годы вуз проводит "День директора школы", где в разные дни собирают директоров школ из различных районов города и для них презентуют занятия, предлагаемые школьникам, а также весь пакет мероприятий для обучающихся.
  1. Дать задание преподавателям выпускающих кафедр разработать и предложить 10-15 практических занятий, способных заинтересовать абитуриентов и мотивировать их к выбору университета для получения высшего образования.

  2. Провести личные встречи с директорами школ, в ходе которых должна быть проведена презентация утвержденных в вузе 4-8 тематик лабораторных/практических занятий. В случае заинтересованности образовательной организации в таком сотрудничестве заключить договор.

  3. Проработать возможные сроки проведения занятий, составить сценарий мероприятия, учитывающий максимально возможный охват школьников с учетом вместимости лабораторных классов, занятости ППС и пр.В СибУПК такие занятия запланированы на каждую последнюю неделю месяца с октября по февраль. Ежедневно приглашаются школьники в количестве 150 человек, которых распределяют на 9 групп. За одну неделю занятия в университете в среднем посещают 20 школ, которые привозят в вуз 750 школьников.

  4. Разработать график проведения практических занятий, уточнив, сколько классов и какие по профилю, а также какое количество обучающихся школа приведет на занятия. Составить и согласовать с бюро расписаний, преподавателями и школами расписание занятий с учащимися в указанные дни.

  5. Совместно со студенческим центром сформировать команду волонтеров для сопровождения групп школьников (по одному студенту на группу), провести инструктаж.

Каждую последнюю неделю месяца (с октября по февраль) бюро расписаний и преподаватели знают, что занятия со школьниками приоритетны. Поэтому в университете включается режим максимальной поддержки этого мероприятия.
Ключевой партнер профориентационной практики - образовательные организации различного уровня.
Современная профориентация связана с обеспечением экономики конкретного региона и всей страны качественными кадрами с учетом профессиональных интересов и склонностей молодых людей, тенденций развития рынка труда, трансформации профессий.
  1. Необходимые материалы и продукты для проведения лабораторных работ.

  2. Актовый зал и аудитории для занятий в соответствии с расписанием.

  3. Пакеты с рекламной продукцией для каждого школьника

  4. Таблички с номерами от 1 до 9 (формат А4) для волонтера-куратора группы и бейджи-стикеры для школьников на клеевой основе с номером группы от 1 до 9, которые обучающиеся прикрепляют на свою одежду.

  1. Изучить предложенные планы занятий и выбрать наиболее интересные. Основной критерий – занятия должны быть увлекательными для школьников (минимум - теории, максимум - практики), живыми по подаче материала (как вариант, в форме деловой игры), познавательными. Кроме того, занятия должны быть разноплановыми и отражать основные направления обучения в вузе.

  2. Составить предложение для руководителей образовательных организаций с описанием отобранных практических занятий.

  3. Составить расписание занятий.

Комментарий эксперта
Авторам удалось превратить знакомство с профессиями, которые можно освоить в университете, в увлекательное туристическое приключение. Попробовать определить качество сыра или одеколона, найти фальшивку среди купюр, поработать с металлоискателем, выступить в роли предпринимателя или дизайнера – что может быть привлекательнее для подростка?
Большой интерес представляет не только умение разработчиков создать интригу взаимодействия, но и способность обеспечить высокий охват: через пробы проходят ежемесячно сотни обучающихся.
Николай Родичев