ОСТРОВ 1021: вызовы для кооперации
Среди участников экспериментального интенсива Университета НТИ были и представители кооперативного образования

В июле в кампусе Дальневосточного федерального университета на о.Русский собрались участники интенсива Университета НТИ «Остров 1021».

Цель Острова – сформировать критическую массу лидеров проектов развития страны в условиях цифровой экономики. Университет НТИ – это совместный проект Агентства стратегических инициатив, Российской венчурной компании и крупнейших научно-образовательных организаций.

Кооперативную систему образования представляли Максим Михайлов (вице-президент Ассоциации) и Лиана Расулова (Российский университет кооперации).
176
часов

образовательной программы с 6 до 23 часов
1100 участников

отобранных искусственным интеллектом на основе многочасовых испытаний
десятки проектов

в области цифровой экономики, государственного управления и образования
Максим Михайлов
вице-президент Ассоциации
Мы вернулись с Острова с новыми идеями, проектами и партнерами. С конца августа мы будем проводить открытые вебинары "Сухой остаток", где расскажем о самых интересных темах. Например, о влиянии цифры на образовательный процесс, о трендах на рынке труда, о технологиях развития территорий - темах, которые важны для проектов Ассоциации. Присоединяйтесь к нам в Фейсбуке, подписывайтесь на рассылку. Сегодня же - лишь часть заметок с Острова.
Остров - это огромные возможности для нетворкинга. В этой команде, например, есть представители кооперации, Росатома, Сколково, Сбербанка, Университета ИТМО, МФТИ. А самый юный участник - 14ти летний школьник - отправился на разведку к конкурентам :)
Отбор и искусственный интеллект
15 часов заполнения тестов, рефлексии опыта, игр в космических пиратов – процесс отбора был необычным, количество собранной информации огромно. Цель, с одной стороны - сформировать на Острове такое сообщество, которое будет способно на командную работу, взаимное обогащение знаниями и идеями, готовое работать по 16 часов в сутки. С другой стороны, это стало началом большого эксперимента: искусственный интеллект начал изучать нас, формировать индивидуальные траектории образования, подбирать команды, формировать цифровой след.

В итоге могут появиться более точные методы обучения, адаптивные образовательные программы, человек сможет находиться во время обучения в максимально эффективном состоянии. Для иллюстрации: все 10 дней мы носили специальные датчики, которые фиксировали работу сердца и уровень стресса, вызываемого той или иной образовательной активностью.

Новые формы образования составляют всё большую конкуренцию традиционным школам и университетам. Они практически победили на рынке изучения иностранных языков и программирования, быстро вторгаются в предпринимательское и корпоративное образование. Одними из теневых участников Острова были хедхантеры, которые искали специалистов в новые проекты государства и корпораций – участие даже в таком коротком (но сфокусированном) интенсиве становится для работодателей не менее важным, чем диплом.
Вызов первый:
образовательные программы, построенные на новых методологических и
технологических платформах, могут быстро заменить традиционное образование.
Ещё одно важное отличие Острова: равенство поколений – в одной команде вместе работали и 14-ти летние школьники, и вполне себе заслуженные предприниматели или профессора. Новизна тем цифровой экономики уравнивала опыт, побеждали те, кто смог встать в позиции студента, творца и предпринимателя – узнавать, создавать и внедрять новое.

Например, проектировать новую страну. В лаборатории, которую курировало Минэкономразвития, мы обсуждали и моделировали варианты развития России, создающие возможности для гармоничного развития в условиях нового мира. Вариантов было много, технология проектирования специально выводила нас за пределы привычных траекторий.

Важно, что как минимум одна тема возникала несколько раз как эффективное решение для России: кооперация. Она приобретала в разных моделях разное значение и формы, но основывалась на важных принципах: справедливость, предприимчивость и устойчивое развитие. Среди вариантов, например, были: перевод всего среднего бизнеса на модель кооперации, государственная экономика как всеобщий кооператив, экономика на основе сообществ, общественное акционирование, направление каждым человеком части своих налогов в любой из проектов развития страны. Все эти варианты были вполне позиивно оценены участниками.

Страна готова к кооперации. И речь не только о сельских территориях и малых городах, в условиях цифровой экономики фактор географии становится менее важным. Уже сегодня есть примеры цифровых кооперативов, объединяющих программистов и дизайнеров. В одном из наших проектов именно кооперативы стали драйвером внедрения технологий в социальную сферу, в малые города – объединяясь люди могут создавать инфраструктуру, устранять цифровое неравенство.

Вызов второй:
страна готова принять новую кооперацию, основанную на социальном предпринимательстве и сотрудничестве – вне зависимости от конкретной организационно-правовой формы.
Эксперимент как необходимость
«Остров 1021» стал платформой сразу для нескольких экспериментов:

  • Как собрать и эффективно использовать данные для формирования индивидуальных траекторий развития.
  • Как организовать обучение 1000 человек с постоянно меняющейся программой, накормив обедом всего за час.
  • Как эффективно работать в командах, участники которых разных возрастов, профессий, уровней в корпоративной иерархии.
  • Как сформировать сообщества, которые будут продолжать сотрудничать и после Острова.
  • Как соединить государственные интересы с вызовами глобального цифрового мира и личными интересами участников.
  • Как сохранить мотивацию при 16 часах работы в день и красотах окружающей природы.
  • Как собрать и обработать цифровой след, все идеи и проекты каждого из участников.
  • И т.д.

У организаторов были гипотезы. Какие-то из них разрушились в первый же день, какие-то сразу оказались верными. Остров постоянно перепроектировался, было написано более 50 тысяч строчек кода для информационных сервисов, система (информационная, организационная, человеческая) с каждым днем работала всё с меньшим количеством сбоев. Финальная игра на 1000 человек выдержала DDOS-атаку.

Остров получился, потому что менялся. Без изменений и адаптации, система бы остановилась, как ржавая телега. И здесь есть хорошая новость: кооперативная система образования тоже умеет меняться. В этом наше конкурентное преимущество!

Вызов третий:
воспользоваться нашей способностью к росту, к восприятию нового, к работе с ограниченными ресурсами – для того, чтобы стать частью нового образования, новой цифровой экономики, частью безопасного и справедливого мира.

Фотографии — Максим Михайлов, Лиана Расулова, Университет НТ